Что такое ремарки в литературе и каково их назначение

07 Ноя 2014

00332562[1]

Ремарка (от французского remargue – «замечание», «примечание») является приемом, который широко применяется как в литературе, так и в театре, кинематографе. Этот внесюжетный элемент включает в себя описания, авторские сноски и дополнения к основной линии художественного произведения, пьесы или сценария. Начнем знакомство с этим термином с ответа на вопрос: «Что такое ремарки в литературе?»

Литературная ремарка

Если в драматургии и кинематографе ремарке отводится в основном описательная роль, то в художественной литературе этот прием раскрывает свой стилистический потенциал в полной мере. Литературная ремарка многофункциональна и разнообразна по своей форме. В произведениях она может быть представлена в виде:

  • описания времени и места действия сюжета;
  • лирического отступления (- эмоционально окрашенные автобиографические воспоминания автора, а также его личное отношение к действию произведения);
  • нравоучительных или ироничных размышлений и дополнений автора;
  • аллюзии (- напоминание читателям о ранее произошедших сюжетных событиях);
  • рассказа автора о последующем развитии сюжетной линии;
  • переводов диалогов героев, выполненных самим автором (например, в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»);
  • эпилога.

Порой ремарка в литературных произведениях может занимать главенствующую роль, помогая автору выстраивать композицию своего произведения. Как правило, его динамичная сторона представлена развивающимся сюжетом, а отступления и ремарки автора являются его статичной составляющей.

Ремарка в драматургии

Anglijskij_yazyk_v_Kazani_Individualno_kachestvenno[1]

Разобравшись с тем, что такое ремарки в литературе, рассмотрим подробнее роль этого приема в драматургии. Со времен античности ремарка претерпела определенные изменения, но долгое время она выполняла лишь незначительную функцию, поясняя смысл произведения. Настоящий «переворот» совершил в конце XVIII века Дени Дидро, французский философ и видный драматург. Он, движимый идеей полностью подчинить актеров своему режиссерскому замыслу, возвел ремарку в ранг подробнейшей инструкции с описанием происходящего на сцене действия вплоть до малейших деталей, жестов и поз актеров. С подачи Дидро ремарка стала отдельной художественно-повествовательной частью драматического произведения, превратилась в подробную авторскую разработку будущего спектакля.

Сегодня этому приему принадлежит особое место в драматургии. В театре ремарка по-прежнему выполняет функцию пояснения, детальной инструкции. С ее помощью объясняются поступки, раскрываются характеры и эмоциональное состояние действующих лиц, уточняется время и место действия пьесы. Как правило, ремарка располагается в перед основным текстом произведения и представляет собой указание места, времени суток, деталей обстановки, далее авторские примечания указываются в скобках. Ремарки автора могут касаться следующих моментов:

  • тона говорящего;
  •  действий, движений и мимики героев;
  • эмоционального состояния действующих лиц.

Зачастую ремарка в пьесе является чисто служебной частью, вносящей ясность в общий сюжет, во многом это объясняется и определенной художественной ограниченностью пьесы как жанра, так как она состоит из реплик действующих лиц и ремарок. Но в некоторых случаях авторские примечания настолько важны и обширны, что становятся главной частью произведения. Существует даже особый род литературы, так называемые драмы для чтения (lesedrama), яркими примерами являются такие произведения, как «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина и «Фауст» И. В. фон Гете, а также обширные авторские сноски можно встретить в драматических произведениях Н. В. Гоголя.